1. Приказом командира соединения прапорщик А., имеющий выслугу лет в Вооружённых Силах свыше 10 лет, уволен с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
При этом командованием не был учтен тот факт, что А., состоящий на учете нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту жительства, но не обеспеченный таким жилым помещением на момент увольнения, также не был обеспечен жилым помещением на основании договора служебного или социального найма по установленным нормам по месту прохождения военной службы, жилых помещений на праве собственности не имел, проживал в съёмной квартире, в связи с чем не мог быть уволен в запас до обеспечения жильем по установленной норме в силу требований п.1 ст.23 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Непредоставление военнослужащему жилья по избранному месту жительства само по себе не является препятствиям для увольнения в запас только при обеспеченности его по месту военной службы служебным жилым помещением по установленным нормам (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ № 1, утверждённый Президиумом Верховного Суда РФ 13 апреля 2016 г.).
Своего согласия на увольнение в запас до обеспечения жилым помещением А. не давал.
Решением гарнизонного военного суда приказ об увольнении А. признан незаконным, последний восстановлен на военной службе.
2. Приказом командира соединения сержант контрактной службы М. уволен в запас по истечению срока контракта.
Согласно п.14 ст.36 Положения о порядке прохождения военной службы, утверждённого Указом Президента РФ от 16.09.1999 г. № 1237, перед представлением военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к увольнению с военной службы:
а) уточняются данные о прохождении им военной службы, при необходимости документально подтверждаются периоды его службы, подлежащие зачету в выслугу лет в календарном исчислении и отдельно на льготных условиях, и в соответствии с законодательством Российской Федерации исчисляется выслуга лет. Об исчисленной выслуге лет объявляется военнослужащему;
б) с ним проводится индивидуальная беседа, как правило, командиром воинской части. Содержание проведенной беседы отражается в листе беседы, который подписывается военнослужащим и должностным лицом, проводившим беседу, и приобщается к личному делу военнослужащего.
В соответствии с требованиями Порядка деятельности должностных лиц и органов военного управления по организации прохождения военной службы по контракту в ВС РФ, утверждённого приказом МО РФ от 30.10.2015 г. № 660, командир воинской части:
а) за шесть месяцев до достижения военнослужащим предельного возраста пребывания на военной службе или окончания соответствующего контракта:
уточняет у военнослужащего вопрос заключения им нового контракта, учитывая наличие необходимой выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет, состояние здоровья, обеспеченность жилым помещением по установленным нормам;
обеспечивает направление личного дела военнослужащего, подлежащего увольнению, в соответствующий орган, уполномоченный осуществлять подсчет выслуги лет на пенсию;
направляет военнослужащего (по его желанию) на медицинское освидетельствование в соответствующую военно-врачебную комиссию;
предоставляет военнослужащему ежегодный основной отпуск и дополнительные (если таковые имеются) отпуска соответствующей продолжительности, а также дополнительные сутки отдыха за исполнение обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени (привлечение к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни) с расчетом их завершения ко времени издания приказа по личному составу об увольнении военнослужащего с военной службы;
б) организует за четыре месяца до достижения военнослужащим предельного возраста пребывания на военной службе или окончания соответствующего контракта проведение аттестации военнослужащего;
в) за три месяца до достижения военнослужащим предельного возраста пребывания на военной службе или окончания соответствующего контракта:
доводит до военнослужащего принятое решение о его дальнейшем служебном предназначении;
проводит беседу с военнослужащим о предстоящем увольнении с военной службы с привлечением при необходимости представителей кадрового органа и юридической службы. В ходе беседы с военнослужащим оформляется лист беседы.
Вместе с тем, фактически все перечисленные требования командованием части были нарушены.
Так, личное дело М. в соответствующий орган, уполномоченный осуществлять подсчет выслуги лет на пенсию, направлено не было. Соответствующий расчет был проведен начальником штаба части, в связи с чем М. не могла быть назначена пенсия за выслугу лет. С указанным расчётом М. был ознакомлен после увольнения в запас и исключения из списков личного состава.
Вопреки поданным рапортам М. не был направлен на медицинское освидетельствование в военно-врачебную комиссию. Аттестация М., как и беседа о предстоящем увольнении с военной службы, не проводилась.
Беседа с М. о предстоящем увольнении с военной службы не проводилась. Аттестационный лист и лист беседы с военнослужащим были оставлены «задним числом» и предъявлены М. для ознакомления уже после издания приказа об увольнении, что нашло свое подтверждение в судебном заседании.
Также в судебном заседании было установлено, что должностные лица кадровых органов забыли об окончании срока контракта у М. и с целью избежать ответственности на ненадлежащее исполнение служебных обязанностей составили все указанные выше документы и приказы «задними числами».
Суд признал незаконным увольнение М., обязал восстановить его на военной службе и, кроме того, вынес частное постановление в адрес вышестоящего командования в связи с допущенными нарушениями.